Пример CSS

Борись и побеждай!

Как гражданам добиться своего в ходе протестных кампаний? Этот вопрос волнует как политически активных граждан, так и гражданских активистов.
Попытаться ответить на этот вопрос попыталась Пермская гражданская палата, которая проанализировала 250 успешных локальных гражданских инициатив, реализованных за два года в 20 регионах России. В результате эксперты выявили 11 условий, соблюдение которых, по их мнению, ведёт к успеху гражданской акции. О них председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев рассказал на конференции «Современный город», которая прошла в ПНИПУ.

Прим. редакции: все данные рекомендации работают в тех случаях, когда гражданам необходимо решить узкую проблему локального характера. Когда решение локальной проблемы связано с решением системных проблем например коррупцией или политическими разногласиями- это может не сработать. Не смотря на это, мы считаем, что данные рекомендации содержат много полезной информации, как по организации, так и по проведению протестных кампаний в целом. То, с чем редакция группы не согласна или считает необходимым дополнить — находится в примечаниях.

Итак, начнем:

1. Готовность судиться
Эта готовность должна быть едва ли не зудом инициативной группы, поскольку в России не развиты досудебные механизмы решения конфликтов. Юридизм — бич гражданской деятельности. Государство убедило людей, что все вопросы решаются в суде, и теперь, прежде чем выступить с инициативой, человек сначала ищет строчку в законе, которая точно говорит, что он прав. Увы, нередко на этом всё заканчивается.

Успех общественных групп в суде на 70 % зависит от того, встанет ли на их сторону в качестве третьего лица какой-либо надзорный орган (например, прокуратура) либо госструктура (но это бывает значительно реже). Если в суде удаётся добиться поддержки от кого-то из них, судья, скорее всего, согласится с этой позицией.

2. Готовность к массовым акциям
Это второй по степени важности фактор после готовности идти в суд. Анализ успешных инициатив показал, что в городах-миллионниках на митинг достаточно собрать 100-300 человек, чтобы гарантировать внимание властей к проблеме.

Важным условием успеха является и другая форма массовой активности — сбор подписей. Инициативы, попавшие в анализ, собирали вживую либо виртуально до 3 000 подписей. Имеет значение динамика сбора: у успешных активностей в первое время после размещения петиции количество подписей росло в геометрической прогрессии.

Успешные гражданские группы привлекают к своей работе сетевые сообщества. И речь вновь не идёт о запредельном числе их участников, от ста до нескольких сотен — достаточно. При этом для мобилизации общественного внимания ресурс ВКонтакте оказался эффективнее Фейсбука.

3. Активная публичная деятельность
Для успеха инициативы группа должна включать в себя одну-двух публичных персон. Если человек, который любит говорит и нравится СМИ, в группе отсутствует, у группы нет серьёзных шансов на успех. Это настолько важно, что, если такого человека нет, его нужно найти. ( Примечание редакции: не понятно, кого автор имеет в виду под публичной персоной. Если это «статусный» политик, то это часто может только пойти во вред, так как подобные персоны пытаются использовать протест в своих корыстных целях. Если же под » публичной персоной» понимается человек, умеющий доносить свою точку зрения до СМИ, хоть и «из народа» — это сыграет только в плюс.)

4. Профессиональный язык
Язык важен. В среде групп, которые добивались успеха, как правило, находился профессионал в сфере предмета конфликта, который мог на равных вести диалог с властями. Наличие общего языка рождает доверие.

5. Создание коалиции
Исследование показало, что к успеху чаще приходят коалиции нескольких групп. Они эффективнее моногрупп и не обязательно должны быть формальными.

6. Сторонник во власти
Почти у каждой успешной гражданской группы обнаружился сторонник во власти. В широком смысле слова речь идёт и о политических партиях, и о депутатах. Но при этом не имеются в виду активные действия сторонников во власти. Напротив, они, как правило, не оказывают непосредственной помощи группе, их роль во многих инициативах сводится к тому, что они «сертифицируют» в глазах властей эту протестную активность как нормальную, респектабельную, не враждебную. И, как правило, они делают это неосознанно. ( Примечание редакции: не факт. Например, у протестующих против лишения права на льготный проезд пенсионеров Новосибирска в 2010 — 2011 году не было покровителей во власти. Что не помешало им добиться успеха. Однако, если у протестующих найдется сочувствующий в высоких кругах, готовый бескомпромиссно доносить до властей позицию протестующей группы, безвозмедно лоббировать их интересы и оказывать иную помощь — это повышает шансы на успех. Хотя, в условиях современной России, такой вариант маловероятен.)

7. Использование политического контекста
Умение использовать существующий политический контекст играет в плюс гражданским группам. Часто его роль играют выборы. Также можно воспользоваться ситуацией конфликта между городской и региональной властью.

8. Дистанцирование от внесистемной оппозиции
Если гражданская группа надеется на диалог, она не должна быть связана с Партией Прогресса, РПР-ПАРНАС, Навальным и так далее. Также следует дистанцироваться от публичных фигур, имеющих скандальный, экстремистский имидж. Если это правило не будет соблюдено, гражданская активность может не улучшить, а даже ухудшить ситуацию. ( Прим. редакции: Во первых, не понятно, кого авторы понимают под » внесистемной оппозицией». Во вторых, все зависит от конкретной ситуации. Если группа связалась с партией и организацией, имеющей репутацию фриков + ориентированной на самопиар, а не на помощь протестующим, делу это пойдет только во вред. Если же граждане работают с несистемщиками, которые оказывают им юридическую помощь и обучают методам борьбы — это совершенно иная ситуация.)

9. Стрессоустойчивость группы
Первоначальные действия групп нередко оказываются безрезультатными. Они проигрывают, проигрывают и проигрывают. Люди, которые впервые участвуют в протестном движении, воспринимают это как катастрофу. Запал пропадает, группа распадается. Поэтому средний срок жизни инициативы в России невелик — около года или чуть больше.

Чтобы инициатива привела к успеху, группе необходима способность пережить первые отказы и двигаться дальше. Для этого в ней должен быть человек, который сможет после неудач снова собрать людей и вдохновить на продолжение действий. Причём это не всегда лидер группы, но обязательно человек, обладающий авторитетом. Если такого нет, сообщество не выдержит российской действительности и распадётся.

10. Разделение труда
В группе должны быть: активист, эксперт, менеджер, коммуникатор. Иногда один человек совмещает эти роли, но эффективней распределить их по разным членам команды.

Активист — это тот, кто всех мотивирует, которому больше всех надо и который берёт на себя ответственность за всё. Эксперт знает язык проблемы и хорошо им оперирует. Менеджер отвечает за организационную работу, его отсутствие приводит к прекращению деятельности группы. Коммуникатор и лидер не всегда оказываются одним и тем же человеком.

11. Комплексность
Не существует единственного фактора, который обеспечивал бы успех инициативы. Необходима комплексная работа. Обращение в суд, проведение уличной акции и сбор подписей — это минимальный набор действий на пути к успеху.

Вам может понравиться