Это было в Краснодоне?

Молодая гвардия как зеркало современного российского патриотизма 

Когда-то их имена знала вся страна, а роман об их подвиге был переведен на множество языков. Миллионы людей со всего мира посетили маленький шахтерский городок, ставший символом комсомольского подвига и стойкости духа. Но после разрушения их Родины, за которую они отдали свои молодые жизни, кампания лжи и фальсификаций  обрушилась и на легендарных героев «Молодой гвардии». И на Украине, где оказался их родной город, и в России подвиг краснодонских подпольщиков называли «мифом коммунистической пропаганды», а  «Молодую гвардию» Фадеева выбросили из школьной программы. Но вдруг «Молодая гвардия» оказалась вновь востребованной. Осложнение отношений России с западными странами, а главное, ситуация в Донбассе, сделали обращение к подпольщикам из Луганской (Ворошиловградской) области вновь актуальным.

Владимирский театр драмы им. Луначарского  поставил спектакль по изгнанному и, казалось, забытому роману, а 1-ый канал к юбилею Победы выпустил на экраны новый фильм, громко прорекламировав его как «подлинную историю» знаменитой подпольной организации. Зная современный подход к исторической подлинности, это как-то сразу насторожило. Л. Пляскин, режиссер сериала, состоящего из 12 серий, однако, заверил: «Наш фильм — не ремейк легендарной картины Сергея Герасимова и не экранизация романа Фадеева. Путь молодогвардейцев — это легенда,  которая обросла мифами и домыслами. Мы представляем свой взгляд на их подвиг, основываясь на историческом материале».[1]  Александр Фадеев, воссоздавая историю «Молодой гвардии», использовал документальные источники и  все же писал художественный роман, о чем заявлял неоднократно. Но тем не менее писателя, особенно в постсоветские годы, упрекали в недостоверности. И вот к 70-летию Великой Победы российские кинематографисты пообещали явить «подлинную историю». Насколько же это новое творение соответствует известным нам историческим фактам? 

 

Мести праведной костер полыхал над Краснодоном

Начнем с собственно боевой истории подпольной организации «Молодая гвардия». В отчете ЦК комсомола командир «Молодой гвардии» Иван Туркенич определил основные направления деятельности подполья: «…нами была разработана программа действий подпольной организации. Борьба с вражеской пропагандой, противодействие немцам во всех мероприятиях, вооруженная борьба – вот коротко задания, которые мы поставили перед собой».[2] И эта программа была выполнена. За три месяца существования молодогвардейцы распространили более 5 тысяч листовок, сначала рукописных, а потом отпечатанных в собственной подпольной типографии, установили четыре радиоприемника, с помощью которых принимали сводки Совинформбюро и сообщали о них жителям через листовки, спасли раненых советских бойцов из краснодонской больницы, освободили военнопленных из лагеря на хуторе Волченский, осуществили ряд диверсий, среди которых самая дерзкая – поджог биржи труда, где сгорели списки краснодонцев, предназначенных к угону в Германию, нападения на гитлеровские автомашины, уничтожили десятки гитлеровских солдат, казнили нескольких полицаев. На 25-летие Октябрьской революции подняли в городе восемь красных флагов на нескольких самых высоких зданиях города. Обосновались в клубе имени Горького, который стал их нелегальной штаб-квартирой, и не давали нацистам проводить свою агитацию. Большая часть этой боевой деятельности в фильм не попала. Выброшены факты освобождения военнопленных, вооруженные операции молодогвардейцев. Зато присутствуют выдуманные факты – налет на фашистский склад, захват «языка», похищение эсэсовца. Скомкано показан и поджог биржи, совершенный в действительности Сергеем Тюлениным, Любой Шевцовой и Виктором Лукьянченко, в фильме осуществляемый толпой подпольщиков, которые ведут перестрелку с гитлеровскими солдатами и полицаями. Все эти акции молодогвардейцев представлены в сериале в стиле шпионских боевиков и выглядят ненатурально, а зачастую и нелепо. Не отражена в новом фильме и работа в клубе. 

 

Важнейшим направлением деятельности подпольщиков было не дать оккупантам получить материальные ресурсы земли Донбасса – прежде всего, главное ее достояние, уголь. Поразительно, но за полгода оккупации гитлеровцы не получили ни тонны угля. Удалось этого достигнуть с помощью саботажа и диверсий. Центром саботажа были электромеханические мастерские, в которых работали руководители коммунистического подполья Ф.П. Лютиков и Н.П. Бараков, а также молодогвардейцы Владимир Осьмухин, Анатолий Орлов, Сергей Левашов. Единственную восстановленную шахту №1 Сорокино также не удалось ввести в строй из-за диверсии, проведенной молодогвардейцем Юрием Виценовским. Он подпилил трос подъемной клети, и на испытаниях она рухнула вниз, разрушив обшивку ствола, проводку, трубы. Авторы сериала выдумали свою диверсию со взрывом не существовавшего немецкого инженера Гопфа, зачем-то припутав к ней Олега Кошевого и никогда не работавшего шахтером будущего предателя организации Геннадия Почепцова, который, вопреки фактам, показан активным подпольщиком, пришедшим в организацию раньше Кошевого. 

 

Никогда комсомольцы не будут рабами

 Можно возразить, что все эти изменения вполне допустимы в художественном фильме и не искажают самую суть борьбы и подвига героев-молодогвардейцев. К сожалению, на этом отклонения от реальных событий в «подлинной истории» не ограничиваются. Считается, что подпольная комсомольская организация «Молодая гвардия» была создана в конце сентября 1942 г. путем объединения отдельных молодежных нелегальных групп. Решающим толчком в ее создании стала зверская расправа немецко-фашистских оккупантов с 32-мя краснодонцами – коммунистами, активистами советской власти, шахтерами-ударниками, которых живыми закопали в городском парке. Эти люди еще ничего не успели сделать против оккупантов. О причинах расправы сообщил начальник окружной жандармерии Ренатус, фигурирующий и в новом сериале: «Получив список 32-х местных коммунистов, я вызвал к себе Соликовского и Стаценкова, которые подтвердили мне, что все эти лица являются активными сторонниками Советской власти. Для меня это было вполне достаточно, чтобы расстрелять этих людей. 28-го сентября 1942 года я приказал Соликовскому уничтожить арестованных коммунистов, не ограничивая при этом его в способах уничтожения».[3] И эта жестокая казнь, потрясшая весь город, выброшена из сериала и заменена убийством евреев, которых скидывают в шахту. Представляется, что замена эта сделана не случайно с целью деидеологизации всей истории, вымарывания из нее коммунистов. Коммунистов, партийного подполья в новом фильме вообще нет. И это полностью отвечает позиции идеологов самостийной Украины, которые с 90-х годов вопят о «стихийности» «Молодой гвардии», о полном отсутствии руководства и связей «взрослого» и комсомольского подполья. А ведь партийное подполье в Краснодоне существовало. И связь его с молодежной организацией осуществлялась через молодого коммуниста Евгения Мошкова, директора клуба имени Горького, где базировался штаб молодогвардейцев, и молодогвардейца Владимира Осьмухина, работавшего в уже упоминавшихся электромеханических мастерских. Старшие товарищи помогали юным подпольщикам советами, а то и передавали им прямые указания и задания. Вот как об этом вспоминает оставшийся в живых член штаба «Молодой гвардии» Василий Левашов: «Мошков требовал, чтобы по всем важным вопросам работы «Молодой гвардии» мы обязательно советовались с ним. Но это предупреждение было излишним. Мы для того искали связи с коммунистами, чтобы пользоваться их опытом».[4] Все коммунисты-подпольщики были арестованы, подвергнуты пыткам и вместе с молодыми патриотами расстреляны и сброшены в шурф шахты №5. Но на страницах «подлинной истории» этим героям не нашлось места. Это же затушевывание коммунистической идеологии наблюдается и в реконструкции самой «Молодой гвардии». Да, в фильме упоминается, что его герои – комсомольцы, и иногда даже произносится что-то вроде: «честное комсомольское», и молодогвардейцы собираются в каком-то выдуманном гроте, в котором открыто вывешен советский флаг, что, кстати, выглядит нереально и бутафорски. Но нет ни временных комсомольских удостоверений, в которых было написано «действительно на время Отечественной войны» (такие билеты сохранились и представлены в музее «Молодой гвардии» в Краснодоне), ни приема в комсомол, на самого функционирования комсомольской организации, ни того духа комсомольской убежденности, который был присущ этим советским ребятам. «Нас другим песням не учили!» - заявили Майя Пегливанова и Шура Бондарева соседям, которые предупредили их, что опасно распевать советские песни.[5] А Уля Громова переписала в дневник строки любимых советских авторов - Николая Островского о том, что надо прожить так, чтобы «…все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества», и Владимира Маяковского: «Быть коммунистом – значит дерзать, думать, хотеть, сметь».[6] 18-летняя Нина Герасимова, будущая подпольщица, написала в дневнике: «Если погубят нас на земле родной, не нужно слез и не тратьте свечей, крест могильный смените звездой, напишите «Была комсомолкой!»[7] За время оккупации было выдано 22 комсомольских удостовере­ния. 22 человека связали свою жизнь с Ленинским комсомолом, когда это не давало никаких привилегий, кроме опасности для жизни. Покидая Краснодон, стремясь уйти от преследований полиции, Олег Кошевой зашил свой комсомольский билет в одежду. На возражения матери, что билет, если поймают, «станет его обвинителем», Олег решительно ответил: «…какой из меня будет комсомолец, если я оставлю свой билет дома?»[8] Позже, когда Олег был схвачен, во время пыток нацистские палачи выжгли раскаленным железом номер билета на его теле… Современные маститые исследователи и журналисты называли этот поступок Олега Кошевого глупостью, мальчишеством. Людям, с легкостью меняющим свои политические взгляды даже в мирное время, сложно понять главную причину этого шага, силу убежденности 16-летнего комсомольца, который предпочитал погибнуть, но не отказаться от своих  принципов. Неудивительно, что этот поступок Олега также не попал в фильм. 

Нашего народа не сломит никто!

  Именно эта убежденность позволила молодогвардейцам совершить свой главный подвиг – выстоять под пытками, героически принять смерть. В настоящее время принято утверждать, что человек не способен выдержать те зверские истязания, которым подвергали подпольщиков, и внушается гаденькая мысль, что молодогвардейцы проявили малодушие. Вот какую картину рисует некто Эрик Шур, пытавший доказать, что «Молодую гвардию» «придумала полиция»: «Доставленная в полицию Тося Мащенко призналась, что разносила листовки. И выдала Третьякевича, которого с Нового года выдавали уже в третий раз. Третьякевич выдал Шевцову и стал называть «молодогвардейцев» целыми поселками».[9] Но на самом деле стойкость советских ребят подтверждена многими свидетельствами как самих палачей, так и узников фашистских казематов, оказавшихся вместе с молодогвардейцами, но сумевшими спастись. Когда после очередных избиений следователь Черенков спросил Ульяну Громову, почему она держит себя так вызывающе, девушка ответила: «Не для того я вступила в организацию, чтобы потом просить у вас прощения; жалею только об одном, что мало мы успели сделать!»[10] «Мы удивлялись, как у молодого человека могла выработаться такая сильная воля, - заявил в своих показаниях на суде жандармский офицер Отто Шен, участвовавший в допросе Сергея Тюленина. - Несмотря на все истязания, он ни разу не вымолвил ни слова о пощаде и не выдал никого из молодогвардейцев».[11]  И опять процитируем упомянутого нами Шура, который, язвительно описывая допросы молодогвардейцев, сам опровергает себя: «Кошевой кричал Орлову: я комиссар-подпольщик! Но следователь про «Молодую гвардию» не слушал: мол, разве настоящие партизаны могут так глупо выдавать себя? Но юноша настолько раздражал следователя, что за шесть дней допросов Олег поседел».[12] Чем же 16-летний парень так злил фашистского следователя? Ответ на этот вопрос находим в показаниях Гейнста, бывшего личного переводчика шефа Ровеньковской полевой жандармерии Вернера: «Из числа казнённых я только хорошо помню Олега Кошевого и Любу Шевцову и больше потому, что они на допросе в Ровеньках вели себя очень мужественно, смело. Люба Шевцова вела себя исключительно стойко и даже героически, улыбалась на ряд вопросов… Что касается Олега Кошевого, то я его видел несколько раз, когда Вернер и ещё один гауптман из Красного Луча допрашивали его. На все вопросы Кошевой отвечал отрицательно, за исключением слов, однажды, когда при этих ответах его жестоко били: "Все равно вы погибнете,  фашистские гады! Крах приходит к вам, а наши уже близко".[13] Ни один из этих потрясающих моментов исключительной стойкости, который никакого нормального человека не может оставить равнодушным, не нашел места в двенадцатисерийной версии. Сцены в тюрьме, показанные в сериале, отличаются типичным для современного кинематографа натурализмом, демонстрацией зверств, однако не трогают душу и сердце по причине их слабой искренности. Вместо реальных слов узников, вырвавшихся из страшных гестаповских казематов, сценаристы придумывают свои, сочиняют и свой сюжет провала и арестов, когда молодогвардейцев берут всех скопом, одновременно. В реальности, например, Сергей Тюленин, скрываясь от ареста, ушел из города, сумел перейти линию фронта, повоевать, получить ранение и снова попасть на оккупированную территорию. После этого он вернулся в Краснодон и тогда был арестован. Все это хорошо было показано в фильме С. Герасимова «Молодая гвардия» 1948 г., но в «подлинной истории» эта героическая  эпопея Сережки оказалась лишней. Зато вставлена сцена свидания Кошевого с матерью, в реальности никогда не происходившая. Невольно сравниваются две сцены в женской камере из фильмов Герасимова и Пляскина. У Герасимова нет изуродованных лиц, выбитых глаз, раскрашенных кровью тел. Но сцена, где Ульяна Громова, только что принесенная после пыток, из последних сил поет с девушками украинскую песню, а Любка Шевцова отчаянно бьет чечетку, а потом дерется с фрицами и полицаями, потрясает. И вся тюрьма  восстает и поет советские песни в тот момент, когда сопротивляющуюся Любку тащат на допрос. В сериале нам подается слезливая сцена коллективного написания девушек писем матерям с абсурдной попыткой самоудушения Любы присланными от матери чулками, однако, несмотря на сентиментальные слова и рыдания, она не трогает. Первой герасимовской картине веришь гораздо больше, потому что она снята на основании свидетельств заключенных, сидевших вместе с подпольщицами, например, М.А. Борц. Она отмечала  не только беспримерное мужество девушек, но и исключительную твердость, бодрость духа. В ужасных условиях они умудрялись петь, танцевать, подбадривать друг друга, читать стихи. «Девушки были бодры и твердо верили в победу наших войск, - вспоминает Мария Андреевна, - Они говорили:  - Разве наш народ будет когда-либо под игом? Пусть запомнят враги, что русский народ никто не ставил на колени. Много хороших людей погибло за свободу, тысячи людей погибают и сейчас, но не сдаются!»[14]

Не опуская в землю глаз…

Что касается казни, то в новом фильме пошли по проторенному пути. В реальной истории молодогвардейцы были казнены в несколько приемов – 15, 16 и 31 января 1943 г. у шурфа шахты №5 в Краснодоне, и пятеро человек – Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Семен Остапенко, Дмитрий Огурцов и Виктор Субботин в конце января – начале февраля в Гремучем лесу в Ровеньках. Сергей Герасимов объединил все казни в один эпизод. Вот как об этом пишет исполнитель роли Олега Кошевого Владимир Иванов: «Нельзя не принять во внимание, что казнь молодогвардейцев в самом Краснодоне свершилась не в одну ночь. Молодогвардейцев привозили на казнь трижды, группами, 15, 16 и 31 января 1943 года. Их привозили вьюжными ночами, как все это подробно и точно по числам описано в романе Фадеева, в эпилоге. В фильме "Молодая гвардия" молодогвардейцев казнят всех вместе и одновременно. Как считал режиссер-постановщик С.А. Герасимов, ежели бы гибель молодогвардейцев была показана на экране, как это было в жизни (а перед этим необходимо было показать и аресты), то затянулась и стала бы безынтересной драматургия сюжета. Совершенно ясно, что в сценарии был найден единственно правильный ход! Молодогвардейцы боролись за одно дело - за нашу победу».[15] Кроме того Инна Макарова, исполнительница роли Шевцовой, так объяснила этот ход: «невозможно показывать постепенно уход молодогвардейцев. Это никто бы не выдержал…»[16]  У Пляскина уже не было подобных проблем, да и снимал он свое творение не в Краснодоне. Но он тоже объединяет все казни, показывая, что Олега и Любу казнят у шурфа. А ведь большое количество серий позволяло показать трагедию в Гремучем лесу, тем более, что она дает яркие свидетельства героизма молодых подпольщиков. Из показаний Шульца — жандарма немецкой окружной жандармерии в городе Ровеньки: «В конце января я участвовал в расстреле группы членов подпольной комсомольской организации „Молодая гвардия“, в числе которых находился руководитель этой организации Кошевой... Его я запомнил особенно отчётливо потому, что стрелять в него пришлось два раза. После выстрелов все арестованные упали на землю и лежали неподвижно, только Кошевой привстал и, обернувшись, посмотрел в нашу сторону. Это сильно рассердило Фромме и он приказал жандарму Древитцу добить его. Древитц подошёл к лежавшему Кошевому и выстрелом в затылок убил его...»[17] Эсэсовец Древитц, казнивший молодогвардейцев, на допросе в ноябре 1947 года рассказывал: «Из числа расстрелянных во второй партии я хорошо запомнил Шевцову. Несмотря на свою молодость, держала она себя очень мужественно. Она не произнесла ни слова о пощаде и спокойно, с поднятой головой приняла смерть...»[18] Естественно, в сериале молодогвардейцы не поют песен, которые они пели, когда их везли на казнь, и у шурфа. Ведь это были революционная песня «Замучен тяжелой неволей» и «Интернационал», который, к слову, был тогда гимном нашей страны. В новом фильме молодогвардейцы умирают под украинскую песню «До дому я просилася», которая звучит неплохо, но опять же деидеологизирует подвиг. Объединив трагические события казни, Герасимов не погрешил против сути. Всего и в Краснодоне и Ровеньках было казнено около 60 человек. И в пронзительной сцене у шурфа в фильме 1948 г. мы видим большую группу в десятки человек – комсомольцев, истерзанных, но не сломленных. В новом сериале подпольщиков не больше 20-ти, выглядят они маленькой горсткой. А ведь «Молодая гвардия», по свидетельствам исследователей, была одной из самых крупных молодежных подпольных организаций в годы Второй мировой войны. И здесь мы видим искажение, умаление подвига легендарных героев. Не случайно оккупационные власти не решились расправиться с подпольщиками открыто, отправляли на казнь тайно, ночами, а на дверях тюрьмы вывешивали список фамилий якобы вывезенных в Ворошиловград на доследование. Брат казненной подпольщицы-комсомолки Нины Минаевой Владимир Петрович говорил в интервью, что до освобождения родители не знали о судьбе своих детей и продолжали надеяться.[19] Поэтому странно и неправдоподобно видеть в сериале, как молодогвардейцев тащат в грузовики среди бела дня, а их родители стоят и смотрят, как их растерзанных детей везут на расправу. 

Подлинные и картонные герои

И, наконец, обратимся к образам самих героев. Безусловно позитивным фактором является появление на большом экране героя «Молодой гвардии» Виктора Третьякевича, оклеветанного фашистскими прислужниками и до 1959 г. неофициально считавшегося предателем. В новом фильме он показан создателем и руководителем «Молодой гвардии», безусловным и единственным лидером, комиссаром и командиром подполья в одном лице. Но при этом  все остальные герои, за исключением, пожалуй, Любови Шевцовой, превратились в статистов, второстепенных персонажей. Известно, что у «Молодой гвардии» был штаб, в который, по наиболее распространенной версии, кроме самого Третьякевича, входили Иван Земнухов, Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Иван Туркенич, Василий Левашов и девушки – Ульяна Громова и Любовь Шевцова. Оставим в покое Ивана Туркенича, пришедшего в организацию позднее, когда она уже существовала и действовала, но ставшего благодаря более старшему возрасту (22 года) и военному опыту (он был лейтенантом Советской армии) ее командиром. Его в фильме по сути нет. Есть непонятный персонаж по прозвищу «Артист», представленный профессиональным разведчиком из центра, который ни внешне, ни биографически ничего общего с Туркеничем не имеет. Весьма далек от исторического образ Героя Советского Союза Любови Шевцовой, которая также изображена матерой разведчицей, выступающей в не существовавшем в Краснодоне кабаре и получающая сведения путем флирта и чересчур вольного общения с немцами. Режиссер Пляскин так трактует свое понимание образа Шевцовой: «Мы не знаем, спала ли Люба с немцами. Были и проститутки, и увеселительные заведения для фашистов. Странно рассуждать о герое, который оказался на оккупированной территории, как о воздушном персонаже».[20] И это сказано о Любе Шевцовой, которая дала пощечину начальнику Ровеньковской полевой жандармерии Вернеру, попытавшемуся на допросе схватить её за грудь! Но Пляскин, видимо, документов об этом не читал. Иван Земнухов, один из идеологов организации, в фильме предстал бледным статистом, романтичная умная красавица, отличница Ульяна Громова, которой учителя прочили научную карьеру, превратилась в грубую девицу, роль которой в организации сведена к минимуму. Ужасен Сергей Тюленин, бритый с блатными замашками и таким же говором, который сколотил ватагу пацанов, приворовывающих на рынке. Реальный Сережка был, конечно, озорным парнишкой, не всегда успешно учился, но любил книги, стихи, занимался танцами и готовил себя к профессии летчика, вследствие чего бросил курить.

Особым катком авторы сериала проехались по Олегу Кошевому. Не будем касаться спорного и сложного вопроса о комиссаре организации, по которому до сих пор идет дискуссия. В сериале этот вопрос однозначно решен в пользу Третьякевича. Но, даже соглашаясь с этой позицией творцов новой «Молодой гвардии», нельзя не признать, что практически никто из исследователей, выживших молодогвардейцев, свидетелей событий не отрицал, что Кошевой был членом штаба, одним из руководителей подполья. В сериале он присоединяется к организации в конце и является ее рядовым участником. Еще нелепее и возмутительнее выглядит версия о терпимом отношении Олега к немецким оккупантам, о его дружбе с выдуманным инженером Гопфом, работе его помощником, его колебаниях относительно включения в борьбу, сомнениях в зверствах фашистов. Чтобы еще больше унизить  Кошевого, творцы фильма вкладывают в уста Почепцова, «Пончика» -  автора доноса на молодогвардейцев, с которого начались аресты, презрительную фразу в адрес Олега: «Холуй немецкий!» Все это представляется клеветой на Героя Советского Союза, чья ненависть к захватчикам и убежденность подтверждается многочисленными источниками. Комиссар интендантского отдела 18-й армии В.Д. Говорущенко, находившийся в 1941-1942 гг. в Краснодоне и живший на квартире Кошевых, так вспоминал о своих встречах с Олегом: «Его глубоко трогало народное горе, страдания раненых. Вызывали негодование и воздушные налеты фашистских самолетов, и зверские бомбежки Краснодона. Олег не раз заявлял, что он не в силах больше терпеть этого, что он должен жестоко отомстить врагу за все. Накануне нового, 1942 года, в нашу армию приехала делегация трудящихся Цимлянского района и привезла три автомашины фронтовых подарков. Олег, узнав, что я еду с делегацией на передовую, попросил взять и его с собой. Я восхищался бесстрашием Олега, который вместе с нами ползал под огнем противника от окопа к окопу и вручал бойцам новогодние подарки. У одного из бойцов Олег попросил карабин и стал стрелять по немецким окопам, приговаривая:  - На тебе, гад, новогодний подарок! Это тебе за наши муки и горе, за нашу Родину!»[21] Лидия Попова, соседка Кошевых, в письме в редакцию газеты «Комсомольская правда» от 15 ноября 1943 г., поделилась своими воспоминаниями: «Ненависть к врагу, откровенная и смелая, светилась у него в глазах».[22] Среди самых убедительных свидетельств – подлинные стихи Олега Кошевого, написанные во время войны и оккупации:

И я решил, что жить так невозможно.           

Смотреть на муки, самому страдать.

Скорей пора! Пока еще не поздно,

В тылу врага – врага уничтожать.

В этих несовершенных поэтически, но потрясающих по силе стихах – беспредельная ненависть к врагу, и как клятва советского патриота звучат чеканные строки: «Я так решил и это я исполню! Всю жизнь отдам за Родину свою…»[23] Мог ли автор этих строк подавать немцам кофе, называть другом немецкого оккупанта или сдать Тюленина полиции, когда тот забрался к нему в дом? И этот лживый экранный образ Кошевого дополняется изображением его матери, которая показана прислужницей оккупантов и антисоветчицей. На свидании с сыном, которого не было в действительности, она уговаривает Олега предать друзей, покаяться и уехать в Германию, заявляя, что «Советы все равно не простят, за то, что были в оккупации». Последнее рассуждение вообще из арсенала постсоветского времени.

Наконец, биография главного героя Виктора Третьякевича также искажена. Авторы забывают упомянуть его общественную комсомольскую деятельность в должности   комсорга школы им. Ворошилова, члена райкома комсомола. Остался за кадром его старший брат Михаил, работавший секретарем горкома партии в Ворошиловграде, а потом перешедший на подпольную работу, также будучи секретарем подпольного городского комитета ВКП(б). Есть точка зрения, что именно данные о ворошиловградском подполье пытались добыть у Виктора гестаповцы, подвергая его наиболее жестоким истязаниям. Михаил Иосифович свидетельствовал, что Виктор знал две явки коммунистов Ворошиловграда, но они остались нераскрытыми гитлеровцами, что является еще одним весомым доказательством его стойкости.[24]  Существует документальная повесть Кима Костенко, написанная по материалам следствия и суда над полицаем Подтынным. В ней описано с его слов происходившее в застенках – очная ставка Третьякевича с Почепцовым, когда Виктор, не зная, кто перед ним, пытался спасти предателя, твердое поведение Виктора на допросах. А в потрясающем по силе очерке писателя Осинина в книге «Дорогие мои краснодонцы» - поединок Виктора Третьякевича с гестаповцем «майстером». Вот что стоило бы использовать в фильме, если поставили задачу воссоздать роль и трагическую судьбу Виктора Третьякевича. И еще один факт бесспорного героизма Виктора – нападение во время казни на заместителя начальника краснодонской полиции Захарова, попытка сбросить его в шурф – тоже почему-то не заинтересовал авторов «подлинной истории». Вместо этого мы видим дурацкие маскарадные переодевания, ныряние в бочку с мазутом, любовь к выдуманной Соне, философские беседы с Ренатусом, совместную игру на скрипках. Обладая гораздо более значительным экранным временем, авторы новой версии умудрились показать меньше героев-подпольщиков, чем Герасимов в двухсерийном фильме. Из истории «Молодой гвардии» исчезли Валерия Борц, сестры Иванцовы, Евгений Мошков, Анатолий Орлов, Виктор Петров, Радик Юркин. Некоторые герои, как, например, братья Левашовы,  вроде бы присутствуют, но никакой роли не играют. Но зато наличествует целая галерея полицаев карикатурного типажа во главе с Соликовским, занимающих большой массив экранного времени. Приятным исключением, правда, стало появление в фильме героических подпольщиц Майи Пегливановой и Анны Соповой, образы которых можно отнести к удаче фильма. 

Но нашей вечной славы не украсть

После всего вышесказанного стоит ли обращать внимание на такие мелкие искажения, как путаницу в именах родителей молодогвардейцев, когда мать Сергея Тюленина Александру Васильевну кличут Александрой Ивановной; в их возрасте, когда та же Тюленина, которой было на момент показываемых событий больше 60-ти лет, и которая имела более 10 детей, всех старше Сергея, показана достаточно молодой женщиной, ровесницей Кошевой; в составе семей. Сценаристы сериала по непонятной причине секвестировали родителей молодогвардейцев. У Тюленина  в фильме фигурирует одна мать, хотя был жив его отец, у Громовой – только отец при наличии живой матери, у Олега Кошевого куда-то пропала бабушка, у Третьякевича по фильму родители оказались в эвакуации, хотя жили вместе с сыном в Краснодоне. Жору Арутюнянца и Анатолия Ковалева в фильме убивают, хотя первый сумел избежать ареста, прошел войну и дожил до 70-х годов, а второй бежал с места казни и пропал без вести. Прекрасно знавшие друг друга, учившиеся в одной школе Тюленин и Шевцова оказываются незнакомы, так же как и Олег Кошевой и Ваня Земнухов, хотя они были друзьями, вместе редактировали школьную газету и любили сразиться  в шахматы. И эти люди критикуют Фадеева и Герасимова за историческую недостоверность! Консультант съемочной группы член Военно-исторического общества, кандидат исторических наук Николай Копылов не постеснялся назвать свое творение более объективным отражением истории краснодонского подполья: «…история, звучащая в новом телефильме, куда ближе к реальным событиям. Так, в ленту введены герои, являвшиеся настоящими создателями «Молодой гвардии»: вместо Олега Кошевого, как это было у Сергея Герасимова, у нас на первый план выходит фигура Ивана Туркенича — командира Красной армии, бежавшего из немецкого плена и основавшего эту подпольную организацию. У Фадеева же, кстати, вообще были намеки, что он едва ли не предатель. Пересмотрена и роль Виктора Третьякевича, который стал главным героем нового фильма».[25] Из этого заявления четко видно, что уважаемый консультант путает  руководителей организации из-за сходства фамилий, поскольку у Фадеева никаких намеков на предательство со стороны Туркенича и близко не было. Таким образом, можно заключить,  что в «подлинной истории» подлинным является только факт существования организации «Молодая гвардия» и имена ее участников. Наталья Николаенко, директор музея «Молодой гвардии» в Краснодоне, по части исторической достоверности сделала однозначный выбор в пользу романа Фадеева: «Сам роман Фадеева более достоверен. Конечно, Фадеев где-то тоже домысливал и дописывал, потому что всё-таки это роман, а не документальная повесть. У нас в музее «Молодой гвардии» есть много исторических документов. Я так думаю, что режиссёр и съёмочная группа могли бы приехать сюда и пообщаться с очевидцами событий – у нас здесь есть люди, которые могли бы им рассказать, как всё происходило в действительности.  …То, что он не был в музее и не изучил ни одного документа, это точно».[26]

Прожив более двадцати лет в атмосфере цинизма, фальсификаций и антисоветского угара, многие из нас начинают испытывать отрезвление. Мы начали понимать, что невозможно полноценно существовать без принципов и святынь. Когда-то наши герои защитили страну и наше будущее. Но уже настало время, когда надо защищать их самих от лжи, глумления, фальсификаций, пошлости и халтуры. Потому что в конечном итоге это защита самих себя. Пора, наконец, вернуть нашу подлинную историю, в которой трагическое и героическое переплелось в настоящем величии.

Надпись на стене камеры в Ровеньках

    Шурф шахты №5  

 [1] "Молодая гвардия": что осталось за кадром сериала // http://www.1tv.ru/cinema/ts=794

[2]Васильев В. П.  …И передай товарищу! М.: «Молодая гвардия», 1985. – С.35-36.

 

[3] «Молодая гвардия»: история, рассказанная палачами// www.ostro.org/lugansk/society/articles/406954/             

[4] Левашов В.И. Мои друзья молодогвардейцы // Звезда, 1970, №1. С.129.

[5] Васильев В.П. …И передай товарищу! – С.27.

[6] Из записной книжки Ульяны Громовой. Дерзание! // Молодая гвардия. Документы и воспоминания о героической борьбе подпольщиков Краснодона в дни временной фашистской оккупации (июль 1942 - февраль 1943 гг) - Донецк: "Донбасс", 1977. - С.117.

[8] Кошевая Е.Н. Повесть о сыне. Новосибгиз, 1949. С.129.

[9] Шур Э. Молодая гвардия // http://www.sovsekretno.ru/articles/id/311/

[10]Ульяна Громова // http://molodguard.ru/guardian3.htm

11Сергей Тюленин // http://www.molodguard.ru/guardian4.htm

12 Шур Э. Молодая гвардия // http://www.sovsekretno.ru/articles/id/311/ 

13 Отрывок из разговора с осужденным Гейстом Томасом // http://molodguard.ru/doc73.htm

14 Рассказ матери Валерии Борц, Борц Марии Андреевны // http://molodguard.ru/doc29.htm

15 Иванов В.Н. Самая дорогая роль // http://lili-lilya2009.narod.ru/index/glava_5/0-187

16По следам фильма «Молодая гвардия» 1988 // https://www.youtube.com/watch?v=jDwFerfq4po

17Комиссар «Молодой гвардии». Подлинная история Олега Кошевого // http://www.aif.ru/society/history/komissar_molodoy_gvardii_podlinnaya_istoriya_olega_koshevogo

18Трачук О. Как это было // Факты и комментарии. http://fakty.ua/158533-ya-podvel-shevcovu-k-krayu-yamy-dlya-rasstrela-on...

19 Краснодон. Владимир Минаев. Беседа с сотрудниками краснодонского музея. Часть 2 // https://www.youtube.com/watch?v=sOSJ25V7-7g

20 Новая «Молодая гвардия» довела Инну Макарову до сердечного приступа // http://www.km.ru/forum/kino/2015/05/21/kino-v-rossii/759066-novaya-molodaya-gvardiya-dovela-innu-makarovu-do-serdechnogo-pr#comment-2913557

 21 Орленок // Молодая гвардия. документы и воспоминания, с.108-109.
22 Матвей Славко. «Он чудесно смеялся, весь смеялся…» К 80-летию со дня рождения Олега Кошевого//http://rusk.ru/st.php?idar=110331

23  Стихи Олега Кошевого // Молодая гвардия. Документы и воспоминания,с.109.

24 Колотович А., Осинин Н. Дорогие мои краснодонцы. Новосибирск, 1968. – С.24

25 Быть может, я картонный герой, но я принимаю бой. На телеэкраны вышла новая «Молодая гвардия»// http://vm.ru/news/2015/05/06/bit-mozhet-ya-kartonnij-geroj-no-ya-prinimayu-boj-285666.html

26 Последние герои // http://www.novdelo.ru/post/view?id=48241

 

 

Комментарии

Автор! Я нашла

Автор! Я нашла того, кто поддерживает мою идею, что в сериале полностью искажена история. О, Боже, неужели я все-таки ни одна такая, кто взбесился самой идеи того, что Олег Кошевой "дружит" с немцем... Я была в шоке, когда посмотрела этот момент... А Елена Николаевна вообще превратилась в предателя Родины... Это ужасное творчество. Хотя были моменты, которые мне запомнились, но только в конце и связанные с Сергеем Тюлениным и Любовью Шевцовой...

Уважаемая

Уважаемая Татьяна! Заверяю вас, таких людей много, кто разделяет наше мнение, тех, кого искажение истории и образов героев возмутило. Уже вышло достаточно рецензий, где говорится об этом. Советую их тоже посмотреть:
1. Вторая казнь Олега Кошевого - http://kprf.ru/activity/culture/142892.html
2. Провал "Молодой гвардии" - http://историк.рф/special_posts/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B9-%D0%B3%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%B8/
3. "Молодая гвардия" - битва за молодежь - http://www.nvgazeta.ru/news/12370/500090/
4. Глумление над героями - http://omsk-kprf.ru/biblioteka/krasnyj-put/21359-glumlenie-nad-geroyami
Но особенно советую оценку фильма очевидца событий, младшего брата комсомолки - молодогвардейки Нины Минаевой Владимира Петровича Минаева, который серьезно изучал историю организации и активно защищает героев от фальсификаций и клеветы - "Скверная цель и негодные средства" - http://kprf.ru/activity/culture/145163.html
Что касается Олега Кошевого, то хотя бы краткое знакомство с документами, воспоминаниями о нем, четко показывает, что нарисованный персонаж ничего общего не имеет с этим героическим юношей, который отличался мужеством, убежденностью, преданностью Родине, невероятной стойкостью. Что касается его матери, то есть много свидетельств, что она помогала подпольщикам и вела себя мужественно и достойно. В конце концов она воспитала сына - героя, а, потеряв его в молодом возрасте, всю жизнь посвятила пропаганде подвига молодогвардейцев.

Я читала про

Я читала про Кошевого и читала его стихи, и, конечно же, "Повесть о сыне", написанную Еленой Николаевной. Я была в ужасе, когда увидела "нового Олега Кошевого"... Спасибо за публикации, я все их с удовольствием изучу.