К 100-летию комсомола: вспомним, как все начиналось

 К истории создания комсомола: образование и основные принципы РКСМ

Огромную роль в молодежной политике нашей страны, которую сыграл комсомол, сегодня практически никто не подвергает сомнению. Свидетельством этого являются юбилейные мероприятия в честь 90-летия создания комсомола, прошедшие на всех уровнях и поддержанные как центральной, так региональной и местной государственной властью. В настоящее время, когда многие ценности советского периода отвергнуты и, более того, подвергаются фальсификации, традиции и принципы, заложенные комсомолом, воспринимаются  официальной властью в основном позитивно как «всегда правильные и нужные для жизни».[1] Такой парадокс объясняется, на мой взгляд, уникальностью и огромным созидательным потенциалом комсомола. В связи с этим   изучение опыта работы, истории и основных принципов этой организации представляется чрезвычайно актуальным.

Как известно, до прихода к власти большевистская партия не имела своей молодежной организации. Во многом это было связано с тем, что сама партия была очень молодой по составу. Отмечая этот факт, В.И. Ленин цитировал полемические строки Фридриха Энгельса: «Разве не естественно, что у нас, партии революции, преобладает молодежь? Мы партия новаторов, а за новаторами всегда охотнее идет молодежь». И дальше добавил: «…пускай кадеты подбирают в свои ряды «уставших» старцев в 30 лет, «поумневших» революционеров и  ренегатов социал-демократии. Мы всегда будем партией молодежи передового класса!»[2] Однако после февральской революции молодежные организации левого толка стали возникать. Становление этого левого молодежного движения России развивалось по двум направлениям. Первое предполагало возникновение организационно самостоятельных массовых организаций – так называемых союзов рабочей молодежи, втрое - создание одновременно припартийных союзов, подчиненным местным партийным органам и состоящих в основном из молодых членов партии. Становление молодежного коммунистического движения шло в острой полемике и в борьбе за молодежь с другими партиями и идейными течениями – кадетами, эсерами, меньшевиками. Ярким примером этой борьбы является петроградская юношеская организация «Труд и свет», возглавляемая кадетом П.Г. Шевцовым, которая на первых порах привлекла в свои ряды многих революционно настроенных молодых рабочих. Большевики решили противопоставить таким организациям  широкие массовые молодежные организационно самостоятельные союзы. К такой позиции большевистская партия склонялась еще с 1915 года, в период циммервальдского движения, когда большинство социал-демократических партий Европы поддержали первую мировую войну и, по словам Ленина, встали «на позиции самого низменного и подлого  социал-шовинизма»[3], а молодые социалисты создали «Международный союз социалистических организаций молодежи», выступавший с интернациональных позиций. Анализируя эту ситуацию, Ленин сделал вывод о политической целесообразности организационной самостоятельности  союза молодежи, о необходимости различных методов работы молодежных союзов и «взрослых» организаций. «Нередко бывает, - отмечал Ленин, что представители поколения пожилых и старых не умеют подойти, как следует, к молодежи, которая по необходимости вынуждена приближаться к социализму иначе, не тем путем, не в той форме, не в той обстановке, как ее отцы. Поэтому…за организационную самостоятельность союза молодежи мы должны стоять безусловно  и не только вследствие того, что этой самостоятельности бояться оппортунисты, а и по существу дела. Ибо без полной самостоятельности молодежь не сможет не выработать из себя хороших социалистов ни подготовиться к тому, чтобы вести социализм вперед».[4] На VI съезде большевистской партии этот ленинский вывод был закреплен в Резолюции «О союзах молодежи». «Вмешательство партии в организационное строительство рабочей молодежи не должно носить характера опеки над нею, - говорилось в резолюции. – Учитывая опыт Западной Европы, где самостоятельные организации социалистической рабочей молодежи, в отличие от опекаемых официальными партиями, почти всюду являются опорой левого интернационалистского крыла рабочего движения, наша партия стремится к тому, чтобы рабочая молодежь создала самостоятельные организации, организационно не подчиненные, а только духовно связанные с партией".

После прихода к власти большевиков эта линия была продолжена, припартийные союзы «признали себя распущенными» и  вступили в союзы рабочей молодежи. На I съезде РКСМ было признано, что партийное объединение, «стоящее на определенной большевистской платформе, оказалось слишком узким» [6], что и стало причиной их роспуска. 29 октября 1918 года был созван Первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором и был создан комсомол – Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ). Таким образом комсомол возник на  основе широких организационно самостоятельных молодежных союзов, что и определило его основные черты, принципы работы и организационного строения, а в конечном итоге и уникальность этой организации. Во-первых, РКСМ не был узко большевистским объединением. Делегатами съезда являлись не только члены РКП(б) и их сторонники, беспартийные, но, что интересно, члены других партий, эсеров, меньшевиков и анархистов, хотя они составляли меньшинство.  Во-вторых, вторым пунктом Основных тезисов программы РКСМ констатировалось, что «союз является независимой организацией».  Пункт о независимости Союза  на съезде голосовался единогласно. В программе, однако, выделялась большевистская партия как главный союзник: «Союз, являясь в целях проявления самодеятельности молодежи вполне независимой  организацией в своей революционной работе солидарен с Российской коммунистической партией (большевиков). Оставаясь вполне самодеятельным, работая рука об руку с другими рабочими организациями – вместе с ними идти к торжеству коммунизма – такова тактика Российского коммунистического союза молодежи». [7]      

Так, с возникновением РКСМ была заложена линия на создание широкой массовой самостоятельной молодежной организации, которая могла вовлечь в свои ряды беспартийных молодых рабочих, крестьян, учащихся, студентов. Отношения РКСМ с партией  в этот период строились на базе реального сотрудничества. Практиковались даже совместные заседания партийных и комсомольских руководящих органов, вынесения совместных решений. Так, в 1919 году в партийные комитеты было разослано совместное указание  ЦК РКП(б) и ЦК РКСМ, в котором регулировались отношения между партией и молодежным союзом. В нем подчеркивалось, что «организации  РКП оказывают РКСМ  всяческую идейную и материальную помощь (организаторские и лекторские силы, средства, помещения). Все члены РКП до 20 лет включительно обязаны вступить в РКСМ. В тех местах, где РКСМ не существует, местные ячейки РКП создают организацию РКСМ, руководствуясь уставом, инструкциями ЦК РКСМ, выделяя для этого отдельных товарищей или инициативные группы молодежи и членов партии до 20 лет. Самостоятельность организации РКСМ является основой его работы, непременным условием его существования. Поэтому контроль партии над союзом не должен носить характера опеки, мелочного вмешательства в организационную, агитационную, культурно-просветительскую работу и должен проводиться только в рамках устава союза».[8] Из всего приведенного видно, что руководство РКП(б) решительно возражало против создания параллельных комсомолу партийных молодежных структур. Об этом прямо говорилось в циркуляре ЦК РКП(б) в июле 1920 года: «создание отделов, ведущих самостоятельную работу среди молодежи параллельно работе местных организаций РКСМ не следует допускать, а где они созданы, их немедленно распустить».[9]

В то же время сомнения относительно характера комсомола оставались у части активистов, которые под влиянием остроты классовой борьбы в Советской России, идущей гражданской войны, полагали, что следует ограничить состав  союза как политической организации молодежи, включив в него только тех молодых людей, кто уже сформировался как коммунист. Сторонники этого подхода предлагали не только реформировать сам союз, но и закрепить это реформирование переименованием организации из Российского Коммунистического союза молодежи (РКСМ) в Российский Союз Коммунистической молодежи (РСКМ).[10] Дискуссия продолжалась до III съезда РКСМ ( октябрь 1920 г.). Острый вопрос о целесообразности переименования организации делегаты съезда задали В.И. Ленину, который посетил съезд молодежи и выступил там с широко известной речью о задачах  союзов молодежи. Ленин, не знакомый с сущностью дискуссии, не усмотрел разницы между механической, как ему представлялось,  перестановкой слов в названии. В то же время при ответе на другой вопрос о взаимоотношении комсомола с Российской коммунистической партией он подтвердил прежнюю позицию на самостоятельную широкую организацию, которая «не должна замыкаться в себе», «чтобы его 400 тысяч членов служили практическими руководителями, практическим примером для всей рабочей и крестьянской молодежи, чтобы в каждой деревне, где есть ячейки … Союза, в каждом квартале города, где есть группа …Союза, все подрастающие рабочие и крестьяне видели, что эта группа им помогает, на них работает, им приносит пользу, ими руководит против грязи, против нечистоты, против спекуляции».[11] Из ответа Ленина можно проследить и направления работы РКСМ, которые сложились уже в то время, и которые можно определить как деятельность по осуществлению не только собственных политических задач, но и проведению государственной молодежной политики, решению широких общественных проблем. В результате делегаты III съезда РКСМ не поддержали идею о переименовании и переструктурировании комсомола, посчитав, что следование этому подходу обусловило бы свертывание политической работы союза среди широких масс молодежи, превращение его в замкнутое объединение, в «юную коммунистическую партию». «Наш Союз должен быть коммунистическим по заданиям, а не составу, - заявили комсомольцы, - Из нашей программы вполне естественно вытекает и …название Союза «Коммунистическим Союзом молодежи», но не Союзом Коммунистической молодежи».[12]

В результате была создана достаточно уникальная молодежная организация, имевшая четкую идеологическую направленность, но при этом массового характера и широкая по составу и формам деятельности, а также организационно самостоятельная. В дальнейшем с формированием в СССР однопартийной системы и жесткой политической и идеологической линии организационная самостоятельность комсомола была утрачена.  На Х съезде ВЛКСМ 1936 года, вошедшем в историю как съезд «молодых победителей социализма», в новой Программе комсомола заявлялось: «Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи является массовой беспартийной организацией, примыкающей к ВКП(б), объединяет в своих рядах широкие слои передовой, политически грамотной трудящейся молодежи города и деревни. ВЛКСМ имеет своей задачей помощь коммунистической партии (большевиков) в деле воспитания молодежи и детей в духе коммунизма… ВЛКСМ является помощником ВКП(б) и ее резервом».[13]  Из обновленного определения комсомола видно, что важнейшую роль приобрела функция ВЛКСМ по подготовке кадрового резерва партии, однако назвать комсомол молодежной организацией ВКП(б) – КПСС  не представляется обоснованным. ВЛКСМ сохранил свой широкий, массовый, даже «беспартийный», характер. При этом с течением времени, с прекращением наиболее острых форм классовой борьбы и формированием новой классовой структуры советского общества молодежный Союз только усилил эти свои черты, утратив жесткий классовый характер, присущий ему в первые годы, став объединением для всей советской молодежи и осуществляя функции государственной молодежной политики по решению социальных, культурных, спортивных и прочих проблем, в том числе патриотического воспитания.[14] Однако все эти черты были заложены при рождении новой организации.

Таким образом, с самого начала комсомол возник не как молодежная организация большевистской партии, а как широкое классовое объединение трудящейся молодежи, ставящей целями как идеологическую задачу - привлечение молодых людей на сторону большевистской платформы, так и социально-государственную – осуществление молодежной политики в советской стране.

 

 

 

   


[1] Команда молодости нашей // НСО Лидер, 2008, №4, с. 50.

[2] Десятерик В. И. Ленин. Октябрь. Молодежь: Документальная хроника. М., 1982, с.9.

[3] Ленин В.И. Интернационал молодежи // ПСС, т.30, с.225.

[4] Там же, с. 226

[5] Из комсомольского архива. I съезд РКСМ. Протоколы. М., 1990, с.133.

[6] Там же, с.8.

[7] Там же, с. 105.

[8] Справочник партработника, выпуск 1, с.141-142. 

[9] Там же,с.142.

[10] Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г. М.. 1990, с.32.

[11] Ленин В.И. Ответы на вопросы делегатов III Всероссийского съезда РКСМ // Ленин В.И. Задачи союзов молодежи, с.28-29.

[12] Из комсомольского архива…, с. 140.

[13] Десятый съезд ВЛКСМ. Стенографический отчет. М., 1936, т.1, с.11.

[14] Полиновская Е.А. Современные молодежные организации, их черты и задачи // Молодежь на пороге ХХ1 века. Новосибирск, 1998, с. 95.